СТАТЬЯ / МЕДИАЗОР
КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ
Как медиа формируют наше мышление? Почему ТикТок не просто развлекательное приложение со смешными видео? Прочитайте нашу статью и узнайте ответы на эти и другие вопросы о клиповом мышлении или новой болезни поколения Z.

Image: Timon Studler
ЕЩЁ В ДАЛЁКИЕ 1960-Е ГОДЫ ИЗВЕСТНЫЙ ТЕОРЕТИК В ОБЛАСТИ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ – МАРШАЛЛ МАКЛЮЭН – УКАЗАЛ НА ТО, ЧТО МЕДИА ЯВЛЯЮТСЯ НЕ ПРОСТО ПАССИВНЫМИ КАНАЛАМИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ. ОНИ ДАЮТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ — ОНИ ФОРМИРУЮТ НАШЕ МЫШЛЕНИЕ.

Те времена остались в прошлом, однако мысль исследователя до сих пор остаётся актуальной, что неудивительно! С развитием технологий появилось множество новых медиа, которые прямо сейчас влияют на целые поколения, на ход мыслей каждого из нас. Одним из таких новичков стал ТикТок.


Всего за несколько лет с момента ребрендинга приложение стало самым загружаемым в мире, обогнав все сети той корпорации, которую нельзя называть. Каждую минуту в нём регистрируются тысячи пользователей из различных уголков мира.


С ЧЕМ СВЯЗАНА ПОПУЛЯРНОСТЬ ПЛАТФОРМЫ?

ТикТок и его особая востребованность среди молодой аудитории обусловлена внешними реалиями и новым мышлением пользователей, на которое площадка оказывает ещё большее влияние, используя специально разработанные механизмы преподнесения контента.

А теперь по простому:
ТикТок – спасательный круг, помогающий удержаться в обилие глобального потока информации. Поскольку каждый современный пользователь ежедневно находится в этом нескончаемом потоке, мозг предпочитает воспринимать стороннюю информацию в качестве кратких фрагментов, которые через минуту могут смениться на новые. А если эти фрагменты весёлые, так ещё и под музыку – жизнь становится краше, огромный поток всего и вся отходит на второй план, и тревожность в связи с ним также притупляется. Яркие образы, которые получает пользователь не требуют погружения и отдачи, чтобы их получить нужно всего лишь одно повторяющееся движение – скроллинг. Это всё равно, что переключать ТВ каналы, но за одним исключением – ТикТок подстраивается под тебя: он уже знает, что понравится пользователю, и что он захочет услышать.

ПСИХИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ИЛИ ЧТО-ТО БОЛЬШЕЕ?

Поглощение информации обрывочно и фрагментарно, постоянное перескакивание с одного на другое — характеристики, напрямую отсылающие к понятию «клипового мышления». Сам термин появился в конце 1990х годов, однако корнями ушёл в «клиповую культуру» из книги «Третья волна» (1980г.) Элвина Тоффлера. P.S. И нет, эта книга не связана с экспериментом про детей нацистов, если вы об этом подумали. Она описывает три волны, настигших человечество: аграрную, индустриальную и постиндустриальную.

Как уже упоминалось, клиповое мышление появилось в ответ на невероятное количество и разнообразие объёма информации. Люди с данным типом мышления или «люди экрана» склонны быстро, но поверхностно воспринимать данные; им присущи языковой минимализм, рассеянность, дефицит внимания. Они, конечно же, сильно отличаются от «людей книг», обладающих понятийным и критическим мышлением.

Многие исследователи склонны называть клиповый тип мышления не просто чертой поколения Z и Альфа, а настоящей болезнью. Однако, как и всё в этом мире, данный феномен имеет две стороны.

Позитивная:
  • Мозг выстраивает защиту от всего потока информации, фильтруя её и тренируясь в скорости её обработки;
  • Главный капитал мира в виде всё той же информации стимулирует желание обладать ею и развиваться;
  • Быстрое переключение проектируется на жизненные ситуации, позволяя лучше организовывать время.
Негативная:
  • Нарушение логических связей между явлениями, проблематичность в осознании цельной картины.
  • Отсутствие анализа и синтеза.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

Плюсов больше на один пункт, всё так, но это ещё не повод закрыть статью и радостно пойти смотреть ТикТок. Во всём важен баланс, поэтому с клиповым мышлением помогут справится книги, фильмы, дискуссии. Не бойтесь формировать и аргументировать своё мнение, пишите свои мысли, самостоятельно ищите то, что вам интересно, копайте глубже!

Теперь, можете радостно идти в ТикТок, зная чуточку больше. Обязательно возвращайтесь к нам, мы всегда дадим вам повод подумать! Повод на сегодня: статья Николаса Карра «Делает ли Гугл нас глупее?»

Понравилась ли вам статья?